Сцепные устройства-стабилизаторы курсовой устойчивости (AL-KO AKS)

В данной статье речь идет про AL-KO AKS, но практически все относится и к стабилизаторам других производителей.

Как это устроено?

На замковом устройстве-стабилизаторе курсовой устойчивости две рукояти. Малая рукоятка закрывает замковое устройство на шаре так же, как обычное замковое устройство. Большая рукоять жестко прижимает фрикционные накладки к шару. Давление прижима накладок может достигать 320 Нм. За счет этого для поворота прицепа по отношению к автомобилю требует приложить ощутимые усилия. Таким образом подавляется возникновение боковых колебаний и продольную раскачку прицепа во время езды, что повышает безопасность при маневрах и увеличивает комфортную максимальную скорость автопоезда. Для облегчения парковки задним ходом за счет увеличения маневренности прицепа большую рукоять AKS можно поднять.

Ограничения использования

  • Краска с шара фаркопа автомобиля должна быть удалена. Покрытые краской шары (т.е. почти все) производитель рекомендует зачистить наждачной бумагой с зерном 100-120. Если этого не сделать, увеличится износ шара, что может привести к его повреждению или снижению эффективности AKS. Также краска будет загрязнять фрикционные накладки AKS. После обработки наждачкой шар нужно обезжирить обезжиривателем или средством для очистки тормозов.
  • Шар и фрикционные накладки должны быть чистыми и обезжиренными. Шар не должен быть смазан — даже разовая эксплуатация со смазанным ТСУ выводит из строя фрикционные накладки. Рекомендуется обезжиривать шар и накладки перед каждым путешествием.
  • Не допускается использование замкового устройства-стабилизатора с фаркопами американского типа, где шар привинчен гайкой с гровером. Это связано с принципом действия AKS: фрикционы плотно держат шар и на каждом повороте постепенно раскручивают гайку, которая крепит шар. При использовании подобного фаркопа гайка шара обязательно должна быть законтрена от раскручивания шпилькой или шплинтом.
  • Фаркоп, который пригоден для использования с AKS, должен соответствовать Директиве Евросоюза 94/20, но при этом не должен быть типа А 50-1 из этой директивы, поскольку в данном типе центр шара слишком близко (55 мм меньше допустимых 75 мм) расположен к креплению на автомобиль (недостаточно вытянут для использования AKS). Если вы не уверены, фаркоп какого стандарта у вас стоит, просто проверьте допустимые зазоры по схеме:

  • Запрещено закрывать рукоять стабилизации двумя руками ли ногой. Достаточно усилий одной руки.

Как проверить, что замковое устройство надето на шар

Как проверить износ продольных фрикционов

Наденьте замковое устройство на шар. Посмотрите на малую ручку замкового устройства: вы должны видеть зеленый индикатор под ней. Если виден только красный, это говорит об одной из трех проблем:

  • Передний и задний фрикцион изношены
  • Шар менее 49 мм
  • Изношен AKS

Как проверить износ боковых фрикционов


Наденьте замковое устройство на шар. Опустите ручку стабилизатора до первого сопротивления.

Очистка фрикционов

Фрикционам (особенно если буксирующий автомобиль дизельный) свойственно загрязняться. Так выглядит загрязненный боковой фрикцион:

Аккуратно протрите вогнутую поверхность фрикционных накладок мелкой наждачной бумагой с зерном 100-120. После обработки наждачкой накладки желательно обезжирить обезжиривателем или средством для очистки тормозов:

Так выглядит чистый боковой фрикцион:

Замена фрикционов

Ресурс фрикционов при нормальной эксплуатации составляет около 50 000 км.

Если вам нужно заказать фрикционы для AL-KO AKS, поднимите ручку стабилизатора. Под ней, на резиновом номере указан 6-значный ремонтный номер устройства (ETI), начинающийся с 811. Для заказа фрикционов, сообщите продавцу (например, нам) данный номер.

В упаковке с фрикционами прилагается инструкция по их замене. Замена боковых фрикционов, как правило, проходит быстро. А вот для замены продольных, стоит снять AKS и иметь при себе ключи TORX.

В комплекте с боковыми фрикционами идут очень тонкие шайбочки. При установке новых фрикционов шайбы вам не понадобятся. Но не спешите их выкинуть: когда боковые фрикционы немного износятся, под фрикцион можно подложить данные шайбы в нужном количестве для регулировки зазора.

Похожие статьи
% Акции %
Скидка на сиденья 10%
До 31 декабря 2024

Скидка на сиденья 10%
Тестовый запуск - в подарок!
До 31 декабря 2024

Тестовый запуск - в подарок!