Ловись рыбка, или установка на лодку эхолота-картплоттера
Покупая дорогую рыбопоисковую технику (а стоимость отдельных моделей доходит до нескольких сотен тысяч рублей), каждый хочет, чтобы она работала исправно, задействовала все заявленные функции и не выходила из строя из-за непрофессионального монтажа. Небрежная установка эхолота на лодку приведет к передаче на дисплей недостоверной информации о наличии живности и глубине под килем. Положившись на неверно настроенный прибор, можно и рыбку не съесть и на мель сесть. И если в обычных условиях рыболов рискует лишь испорченным отдыхом, то для участников спортивных состязаний безошибочность картплоттера критически важна.
Принцип действия рыбопоискового оборудования мало изменился за последние полвека. Как и старый-добрый Lowrance Fish Lo-k-Tor, современные средства по-прежнему используют сигнал, отражающийся от дна и различных объектов на пути к нему. Однако степень удобства и точность сканирования не идут ни в какое сравнение. Для увеличения диапазона и улучшения обнаружения рыбных косяков сегодня применяется ультразвук с автоматической частотной модуляцией и специальными фильтрами, что исключает утомительные регулировки излучателя и пропадания сигнала (разумеется, при квалифицированной установке).
Модели эхолотов отличаются количеством и частотой лучей, мощностью и формой сигнала, а также наличием тех или иных ноу-хау в зависимости от бренда. Простой эхолот, как минимум, поможет засечь места обитания рыб. Продвинутая модель покажет реальную картину дна да еще и отрисует в трехмерном режиме отдельных особей.
Впрочем, узкоспециализированные эхолоты и гидролокаторы постепенно вытесняются многофункциональными картплоттерами, в которые уже встроены возможности не только упомянутых приборов, но и многие другие прелести наподобие GPS-навигации, Wi-Fi, радио и т.д. Кроме того, при поддержке соответствующих интерфейсов картплоттер способен отображать информацию, поступающую от широкого спектра лодочного оборудования, начиная, собственно, с эхолотного датчика и заканчивая маршевым двигателем.
Выбор картплоттера – отдельная задача, решение которой целиком и полностью зависит от владельца лодки. Одни останавливаются на небольшом устройстве с ограниченной функциональностью, другие берут девайс с 12-дюймовым цветным экраном, детальной прорисовкой подводных объектов, подробнейшими картами и массой входов для подключения разнообразного оборудования. На некоторых лодках красуются сразу два прибора – картплоттер и отдельный эхолот. Правда, чаще всего это вынужденная мера из-за несовместимости интерфейсов.
Основное предназначение картплоттеров – отображение положения судна на карте, запоминание пройденного пути и хранение контрольных точек. Однако по шине NMEA на его дисплей дополнительно выводится огромный объем любой другой информации – навигационной, картографической, технической и даже развлекательной:
-
текущая глубина, мели, фарватеры, буи, вехи, навигационные опасности, приливы и отливы;
-
наличие косяков рыб и отдельных подводных объектов;
-
температура воды и скорость течения;
-
компас и GPS-данные (названия географических объектов, инфраструктура портов и прибрежных населенных пунктов);
-
радиолокационные эхосигналы;
-
управление аудиоплеерами, специальными влагозащищенными акустическими системами или радио;
-
управление видеокамерами;
-
показатели двигателя, включая количество оборотов (тахометр), скорость, расход топлива, температуру, давление топлива, давление масла и т. д.;
-
контроль и управление носовым электромотором;
-
тримминг;
-
напряжение на генераторе.
Список можно продолжить, но в любом случае вопрос корректной установки оборудования останется открытым.
Для интеграции всех датчиков с последующим их подключением к картплоттеру сегодня широко применяется последняя версия стандарта связи морского оборудования – NMEA 2000. Собранная на его основе сеть обычно питается от аккумулятора с напряжением 12В, а все ее компоненты соединяются посредством Т-образных коннекторов в линию, причем оба конца обязательно закрываются терминаторами с сопротивлением 120 Ом. Для вывода на экран данных о двигателе (в зависимости от марки и модели) могут понадобиться промежуточные шлюзы и распределительные коробки.
Оснащение лодки именно эхолотными и рыбопоисковыми функциями сводится к правильному монтажу излучателя, от которого, собственно, и будет транслироваться сигнал на экран картплоттера. В подавляющем большинстве случаев проблемы в работе эхолота связаны с небрежной установкой. Для корректного прохождения сигнала под водой важно учитывать два фактора – угол наклона датчика и кавитацию.
Бывалые водомоторники знают, что такое кавитация (пузырьки воздуха в потоке жидкости), и принимают ее во внимание, например, при установке мотора на лодку [ссылка на статью]. Приходится считаться с ней и при настройке ультразвукового датчика, который почти всегда крепится на транце, как и двигатель. Экспериментальным путем важно подобрать правильную высоту, чтобы сигнал не рассеивался при прохождении через образующийся вдоль днища воздух. Иначе эхолот собьется и «ослепнет».
Очевидное решение – опустить излучатель пониже – довольно спорно, поскольку в результате начнет увеличиваться сопротивление воды. К тому же многочисленные варианты моторов, материалов лодки и форм днища образуют разную кавитацию, и только специалист, имевший дело с сотнями всевозможных комбинаций, готов сразу указать точное место установки датчика эхолота на лодке.
Отметим, что на пластиковых лодках излучатель можно положить прямо внутрь. При этом предварительно срезается небольшой участок блоков плавучести, после чего модуль клеится к днищу, а оставшееся пространство вокруг него заливается эпоксидной смолой. Подобный подход снимает массу технических вопросов, связанных с выбором глубины крепления и кавитационным эффектом.
Однако от корректировки угла наклона датчика никуда не деться при любом способе монтажа. В идеале излучатель эхолота, понятно, должен находиться строго параллельно поверхности воды, чтобы сигнал отражался от дна водоема с максимальной точностью и без сбоев при приеме-передаче. Естественно, при движении на разных скоростях и в различных условиях лодка ведет себя не всегда одинаково – она может задирать нос или крениться на один из бортов. Таким образом, важно подобрать некий усредненный угол между наклоном судна на тихом ходу и на глиссе и закрепить датчик в положении, рассчитанном опять же опытным путем.
Стоит упомянуть еще одну альтернативу, частично снимающую проблему установки эхолота на лодку, – встроенный сонар электрического мотора (если, конечно, таковой имеется в техническом оснащении конкретного судна). Но и в данной ситуации потребуется вмешательство специалиста, с тем чтобы, во-первых, грамотно установить сам электродвигатель, а во-вторых, правильно и аккуратно подключить его к картплоттеру, активировав рыбопоисковую функцию.
Многие клиенты уже убедились в профессионализме Прокатись.ру, авторизованного и сертифицированного дилера таких компаний, как HONDA, SUZUKI, MERCURY, YAMAHA и др. Наши сотрудники точно знают, как довести до ума любую лодку и сделать из нее модель вашей мечты. Причем в кратчайшие сроки, за вполне адекватную стоимость и, что наиболее ценно, с соблюдением всех предписаний производителей и культуры монтажа.
Сервисный центр Прокатись.ру ждет ваших заявок. У нас еще много интересных идей!
|
|